О САКРАЛЬНОСТИ ПРИРОДЫ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ
https://doi.org/10.18470/1992-1098-2017-1-176-183
Аннотация
Цель. Рассмотреть многосложную проблему взаимообусловленности экологии и религии; определить возможность поиска путей возрождения традиций охраны природы, заложенных в различных религиозных системах; продемонстрировать возможность формирования экологического сознания, экологической этики в качестве предпосылки для устойчивого развития современного общества.
Методы. В работе использован метод социокультурного и социоприродного подхода, основанного на гуманистических философских идеях, заложивших основу понимания человека как субъекта природы, истории, культуры.
Результаты. Проанализированы экологические идеи, заложенные в религиозных учениях различных конфессий, которые должны способствовать развитию экологической этики и культуры, представлению о человеке как части природы и невозможности выживания человека без сохранения Природы. Представляется необходимым использовать различные формы сотрудничества государства с религиозными организациями.
Заключение. Полученные результаты могут быть рекомендованы к применению на практике в школах, начиная с младших классов, а также в средних специальных учебных заведениях и высших учебных заведениях. Приоритеты экологических аспектов образа природы в разных конфессиях выражаются не одинаково, но наличие гумани- стической составляющей у всех религий способствует большей экологичности сознания людей земли, поэтому данная проблематика заслуживает разностороннего обсуждения и анализа.
Об авторе
К. М. АлиловаРоссия
доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин,
367000, Республика Дагестан, Махачкала, ул. Атаева, 6
Список литературы
1. Алилова К.М., Зубаиров Р.М. Религиозно-этические ценности и экологические проблемы на современном этапе развития общества // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2012. Вып. 5. C. 233-236.
2. Валиахмад хазрат Гаязов. Модель исламской экономики // Материалы Всероссийской конференции «Религия, экономика, экология: пути взаимодействия», Сыктывкар, 17 ноября, 2015. URL: http://komiinform.ru/news/129123/ (дата обращения: 07.04.2015).
3. Круглова Г.А. Христианские экологические концепции // Свободная мысль. 2008, N1. C. 105-114.
4. Вебер А. Человечество и экологический императив // Свободная мысль. 2009, N9. С. 77-92.
5. Религии мира // Иудаизм. М., 2006. 216 c.
6. Библия. Книги Священного писания. Объединенные Библейские Общества. М., 1994. 292 с.
7. Лапицкий М. Нет хлеба – нет Торы // Вопросы экономики. 1994. N7. С. 132-140.
8. Инэда М. Экологическая проблематика в контексте буддизма // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. 133 с.
9. Билалов М.И. Дагестан в культуре и цивилизации. Махачкала, 2010. 110 с.
10. История и теория атеизма. М.: Мысль, 1974. 430 с.
11. Алилова К.М. Экологическая этика мировых религий. Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing, 2011. 294 c.
Рецензия
Для цитирования:
Алилова К.М. О САКРАЛЬНОСТИ ПРИРОДЫ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ. Юг России: экология, развитие. 2017;12(1):176-183. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2017-1-176-183
For citation:
Alilova K.M. ON THE SACREDNESS OF THE NATURE IN GLOBAL RELIGIONS. South of Russia: ecology, development. 2017;12(1):176-183. (In Russ.) https://doi.org/10.18470/1992-1098-2017-1-176-183