Preview

Юг России: экология, развитие

Расширенный поиск

ОПЫТ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ: ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ ЛАНДШАФТОВ И БИОРАЗНООБРАЗИЯ

https://doi.org/10.18470/1992-1098-2016-3-231-247

Аннотация

Цель. Рассмотреть особенности формирования экологических компетенций будущих архитекторов в целях сохранения ландшафтов и биоразнообразия. Методы. В качестве методов исследования используются нарративный, описательный и опытно-экспериментальный. Результаты. Предложен и обоснован авторский подход к методике организации процесса формирования взгляда будущих архитекторов на проблемы сохранения ландшафтов и биоразнообразия, реализация которого предполагается для осуществления в три стадии: на первой стадии в качестве объектов архитектурной работы при выполнении дипломных проектов  выбираются  нарушенные  ландшафты  населенных  пунктов  региона;  на второй стадии  студентархитектор должен  предложить  архитектурные  методы  решения проблемы восстановления нарушенного ландшафта и сохранения биоразнообразия, обозначенной на первой стадии; третьей стадией должно стать продвижение экологических архитектурных идей в рамках различных научных, технических и социально ориентированных мероприятий. Рассмотрен 13-летний опыт апробации предлагаемого подхода, показавший его эффективность как с точки зрения повышения качества профессиональной экологической подготовки студентов-архитекторов, так и с точки зрения необходимости восстановления нарушенных ландшафтов и сохранения биоразнообразия. Выводы. Предложенный подход позволяет решить проблему формирования экологического самосознания студентов-архитекторов, одновременно с этим и, решая конкретные практические задачи по восстановлению нарушенных ландшафтов и необходимого уровня биоразнообразия городских территорий, общим результатом чего становится уменьшение эколого-экономического ущерба городским территориям и снижение издержек на реализацию природоохранных мероприятий по восстановлению нарушенных ландшафтов.

Об авторах

А. В. Козачек
Объединенный университет имени В.И. Вернадского, Ассоциация, Тамбов
Россия

Артемий В. Козачек – исполнительный директор Ассоциации «Объединенный университет имени В.И. Вернадского», Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, кандидат педагогических наук, доцент.

+7(4752) 63-01-77, почтовый адрес: Россия 392000, г. Тамбов, ул. Советская, д. 106, каб. 60, электронный адрес: uu_vern@admin.tstu.ru



Г. Л. Леденева
Институт архитектуры, строительства и транспорта, Тамбовский государственный технический университет, Тамбов
Россия

Галина Л. Леденева – член Международной ассоциации «Союз дизайнеров», заведующий кафедрой «Архитектура и строительство зданий», кандидат архитектуры, профессор



Н. П. Беляева
Технологический институт, Тамбовский государственный технический университет, Тамбов
Россия
Наталия П. Беляева – ассистент кафедры «Природопользование и защита окружающей среды»


А. В. Краснова
Испытательная лаборатория контроля и качества питьевых и сточных вод, Тамбовские коммунальные системы, АО, Тамбов
Россия

Анастасия В. Краснова – инженер-микробиолог отдела микробиологических исследований сточных вод



Д. Л. Попова
Институт архитектуры, строительства и транспорта, Тамбовский государственный технический университет, Тамбов
Россия

Дарья  Л.  Попова  –  член  Международной  ассоциации «Союз  дизайнеров»,  старший  преподаватель  кафедры «Архитектура и строительство зданий»



Список литературы

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации N 1662-р от 17 октября 2008 года «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. 24 ноября. N47. Ст. 5489.

2. Иовлев В.И. Экология пространства и профессиональное развитие архитектора // Архитектон: известия вузов. 2012. N38. С. 130-136.

3. Киншт А.В. Особенности экологических курсов для градостроителей и архитекторов. Развитие профессиональной культуры [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов. 2014. N4(48). URL: http://archvuz.ru/2014_4/17 (дата обращения: 08.04.2016).

4. McHarg I.L. Design with nature. Garden City, New York: Published for the American Museum of Natural History [by] the Natural History Press; New York Wiley, 1969, ix, 197 p.

5. van der Ryn S., Calthorpe P. Sustainable communities: a new design synthesis for cities, suburbs, and towns. San Francisco: Sierra Club Books, 1986, xvii, 238 p.

6. Тетиор А.Н. Город и природа. М.: Московский государственный университет печати, 1996. 230 с.

7. Тетиор А.Н. Городская экология. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 336 с.

8. Тетиор А.Н. Архитектурно-строительная экология. Устойчивое строительство. Тверь: Тверское книж. изд-во, 2003. 447 с.

9. Фесенко Д. Российская архитектура и sustainability: два сценария – от деревянного домостроения к футурополисам [Электронный ресурс] // Архитектурный вестник. 2010. N2 (113). URL: http://archvestnik.ru/node/2129 (дата обращения: 12.04.2016).

10. Jenks M., Jones C. (eds.). Dimensions of the Sustainable City. Dordrecht-Heidelberg-London-New York: Springer, 2010, xiii, 282 p.

11. May Sh. Ecological citizenship and a plan for sustainable development // City: analysis of urban trends, culture, theory, policy, action. 2008, vol. 12, iss. 2, pp. 237-244.

12. Register R. Ecocities: building cities in balance with nature. Berkeley, Calif.: Berkeley Hills Books: Distributed by Publishers Group West, 2002, 290 p.

13. Roseland M. Dimensions of the Eco-city // CITIES: The International Journal of Urban Policy and Plaining. 1997, vol. 14, no. 4, pp. 197-202.

14. Shmelev S.E., Shmeleva I.A. Sustainable Cities: Problems of Integrated Interdisciplinary research // International Journal of Sustainable Development. 2009, vol. 12, no. 1, pp. 4-23.

15. Soleri P. Arcology: the city in the image of man. Cambridge, Mass.; London: MIT Press, 1973, 122 p.

16. Register R. Ecocity Berkeley: Building Cities for a Healthy Future. Berkeley, Calif.; North Atlantic Books, 1987, 140 p.

17. Беляева Е.Д. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М.: Стройиздат, 1987. 125 с.

18. Филин В.А. Закономерности саккадической деятельности глазодвигательного аппарата. М., 1987. 44 с.

19. Филин В.А. Автоматия саккад. М.: Московский государственный университет, 2002. 240 с.

20. Филин В.А. Архитектура как проблема видеоэкологии // В сб.: Архитектура и культура. М.: ВНИИТАГ, 1990. С. 119-123.

21. Филин В.А. Видимая среда в городских условиях как экологический фактор // В сб.: Урбоэкология. М.: Наука, 1990. С. 45-61.

22. Филин В.А. Влияние нарушения зрения на микродвижения глаз // Дефектология. 1987. N5. С. 79-85.

23. Филин В.А. Цветовая среда города как экологический фактор // Колористика города: мат-лы Междунар. семинара, 22-25 мая 1990 г. М., 1990. Т. 1. С. 55-60.

24. Филин В.А. Визуальная среда города // Вестник Международной академии наук (русская секция). 2006. С. 43-50.

25. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. 9 сентября. N36. Ст. 3510.

26. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация [Электронный ресурс]. М., 2012. URL: http://ecopsy.info/wpcontent/uploads/2012/11/EcoAkme.pdf (дата обращения: 12.04.2016).

27. Базаров Е.Л. Развитие экологической компетентности будущих специалистов. М., 2009. 29 с.

28. Гришаева Ю.М. Эколого-профессиональная компетентность выпускника гуманитарного вуза (теоретические аспекты) [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. 2014. Январь. ART 2126. URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2126.htm (дата обращения: 12.04.2016).

29. Ермаков Д.С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся. М., 2009. 39 с.

30. Гагарин А.В., Фокин А.И., Новиков С.О., Астахов Д.А. Развитие экологической компетентности личности в условиях экопсихологических взаимодействий будущих специалистов (некоторые результаты теоретического и эмпирического исследования) // Экопсихологические исследования–2: к 15-летию лаборатории экопсихологии развития: монографический сборник. М.: УРАО «Психологический институт»; СПб.: Нестор-История, 2011. 372 с.

31. Повестка дня на XXI век // В сб.: Доклад Конференции Организации Объединенных наций по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года). Т. I. Резолюции, принятые на конференции. Приложение II. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1993. С. 8-511.

32. Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года N440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. 8 апреля. N15. Ст. 1572.

33. Основные положения стратегии устойчивого развития России // Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России». 2002. N9-10. С. 13.

34. Основные положения стратегии устойчивого развития России / под ред. А.М. Шелехова. М.: Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по проблемам устойчивого развития, 2002. 161 с.


Рецензия

Для цитирования:


Козачек А.В., Леденева Г.Л., Беляева Н.П., Краснова А.В., Попова Д.Л. ОПЫТ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ: ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ ЛАНДШАФТОВ И БИОРАЗНООБРАЗИЯ. Юг России: экология, развитие. 2016;11(3):231-247. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2016-3-231-247

For citation:


Kozachek A.V., Ledeneva G.L., Belyaeva N.P., Krasnova A.V., Popova D.L. ENVIRONMENTAL AND PEDAGOGICAL INNOVATIONS: DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL COMPETENCE IN FUTURE ARCHITECTS IN ORDER TO PRESERVE THE LANDSCAPE AND BIODIVERSITY. South of Russia: ecology, development. 2016;11(3):231-247. (In Russ.) https://doi.org/10.18470/1992-1098-2016-3-231-247

Просмотров: 758


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-1098 (Print)
ISSN 2413-0958 (Online)