Preview

Юг России: экология, развитие

Расширенный поиск

Экологизация мышления студентов как фактор развития текстильной отрасли

https://doi.org/10.18470/1992-1098-2025-2-17

Аннотация

Цель: разработка и апробация учебных модулей, направленных на формирование экологического мышления у студентов текстильных специальностей, а также популяризация принципов «зеленых» технологий среди школьников и учащихся СПО.

В исследовании использованы методы анализа современных тенденций и зарубежного опыта в области устойчивого развития текстильной отрасли. Внедрение электронных курсов и проведение олимпиад для оценки уровня экологической грамотности школьников, студентов и обучающихся учреждений СПО. Педагогический эксперимент и анализ данных для оценки эффективности новых учебных программ. Опрос предприятий текстильной отрасли на тему устойчивого развития текстильной отрасли.

Статья посвящена экологизации образовательных программ для студентов текстильных специальностей. Рассматриваются современные подходы к формированию экологического мышления, анализируются эффективные педагогические методики и их потенциальное влияние на трансформацию текстильной промышленности. Особое внимание уделяется междисциплинарным образовательным практикам, сочетающим технические, экологические и социальные аспекты подготовки будущих специалистов. Разработаны и внедрены в учебный процесс бакалавров направления «Технологии и проектирование текстильных изделий» 4 образовательных модуля, отвечающих концепции устойчивого развития. Проведена межрегиональная олимпиада для школьников, студентов и обучающихся учреждений СПО. Разработан и внедрен электронный курс «Экологически безопасные химические технологии». Опубликованы статьи в сборниках конференций с участием студентов и школьников, что способствовало вовлечению молодежи в научную деятельность.

Реализация проекта подтвердила эффективность интеграции экологических модулей в учебные программы. У студентов и учащихся сформировалось осознанное отношение к устойчивому развитию текстильной отрасли.

Об авторах

А. Р. Ибатуллина
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Алина Р. Ибатуллина, кандидат технических наук, доцент, кафедра технологии химических и натуральных волокон и изделий, Казанский национальный исследовательский технологический университет

420015 г. Казань, ул. Карла Маркса, 68. 
Тел. +79655898573



И. В. Красина
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Ирина В. Красина

Казань

 



М. B. Антонова
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Марина В. Антонова

Казань



В. В. Бронская
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Вероника В. Бронская

Казань



М. С. Кабыш
Дагестанский государственный университет
Россия

Марина С. Кабыш

Махачкала

 



Список литературы

1. Фильченкова О.А. Переход Российской Федерации к циркулярной экономике с учетом международного опыта // Материалы VII международной научной конференции «Актуальные вопросы экономики и управления» (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. С. 11–16.

2. Открылось первое в России текстильное производство полного цикла из переработанного сырья // Экосфера. URL: https://ecosphere.press/2024/07/22/otkrylos-pervoe-v-rossii-tekstilnoe-proizvodstvo-polnogo-czikla-iz-pererabotannogo-syrya/ (дата обращения: 29.01.2025)

3. Зиневич О.В., Мелёхина Е.А. Высшее образование для глобального и локального устойчивого развития // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. N 3. С. 84–102. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-84-102

4. Beuron T.A., Madruga L., Garlet V. et al. Contributions of an Environmental Management System for Sustainable Development at a Brazilian University // Environmental Quality Management. 2020. N 29. P. 103–113. DOI: 10.1002/tqem.21697

5. European Commission. (2022). EU Strategy for Sustainable and Circular Textiles. Brussels.

6. ГОСТ Р 57022-2016. Текстиль. Требования к экологической безопасности. 2017.

7. Ibatullina A.R. et al The impact of engineering students’ communication behavior on the teams’ performance (case study: Chemical process engineering classes) // J. Phys.: Conf. 2021Ser. 1889 022117. DOI: 10.1088/1742-6596/1889/2/022117

8. Khusainova G.R., Ibatullina A.R., Bronskaya V.V., Mingaliev R.R., Kitaeva L.A., Shageeva F.T. Innovative Teaching Methodology in Engineering Education: Accepting the Challenges of 4.0. Industry. In: Auer, M.E., Hortsch, H., Michler, O., Köhler, T. (eds) Mobility for Smart Cities and Regional Development - Challenges for Higher Education. ICL 2021. Lecture Notes in Networks and Systems, Springer, Cham., 2022. V. 390. https://doi.org/10.1007/978-3-030-93907-6_32

9. Суслов А.В. Образование как необходимый элемент устойчивого развития // Образовательные ресурсы и технологии. 2022. N 3 (40). С. 96–103. DOI: 10.21777/2500-2112-2022-3-96-103

10. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации. 21 c. URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf (дата обращения: 20.01.2025 )

11. Устойчивое развитие: приоритеты в области образования (опыт регионов России) / под ред. В.М. Захарова, А.В. Семенова, И.А. Соколова. М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, Центр устойчивого развития и здоровья среды ИБР РАН, 2022. 248 с.

12. Токарев А.А. Роль устойчивого развития в системе образования в России // Материалы II Международной научной конференции «Исследования молодых ученых» (г. Казань, июль 2019 г.). Казань: Молодой ученый, 2019. С. 53–55.


Рецензия

Для цитирования:


Ибатуллина А.Р., Красина И.В., Антонова М.B., Бронская В.В., Кабыш М.С. Экологизация мышления студентов как фактор развития текстильной отрасли. Юг России: экология, развитие. 2025;20(2):203-210. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2025-2-17

For citation:


Ibatullina A.R., Krasina I.V., Antonova M.V., Bronskaya V.V., Kabysh M.S. Greening of students' thinking as a factor in development of the textile industry. South of Russia: ecology, development. 2025;20(2):203-210. (In Russ.) https://doi.org/10.18470/1992-1098-2025-2-17

Просмотров: 31


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-1098 (Print)
ISSN 2413-0958 (Online)