Академическая мобильность как фактор устойчивости системы высшего образования (на примере Республики Казахстан)
https://doi.org/10.18470/1992-1098-2019-3-118-130
Аннотация
Цель. Раскрыть особенности процесса академической мобильности как фактора устойчивости системы высшего образования (на примере Республики Казахстана).
Обсуждение. Организация академической мобильности студентов определяется ее ориентированностью на стремление к перемещению в целях академического обмена в образовательном пространстве, социальную адаптацию в рамках данного процесса. Моделирование организации академической мобильности студентов вуза является специфическим способом познания, при котором объект исследования имитируется в модели. В представленной модели формирования академической мобильности студентов раскрыты структурные части и их функциональное назначение.
Заключение. В условиях сложившейся ситуации в Казахстане более приоритетной является исходящая академическая мобильность, которая выступает средством развития интеллектуального потенциала и навыков населения. Входящая мобильность студентов в Казахстане занимает более скромные позиции из‐за слабой материально‐технической базы казахстанских университетов, неразвитости сервиса и инфраструктуры, ограниченной способности обеспечения обучения на английском языке, а также визовыми ограничениями. Все это негативно влияет на конкурентоспособность казахстанской системы высшего образования. Рассматривая показатели международного обмена студентами в странах Таможенного союза, следует отметить, что исходящая мобильность в Казахстане более чем в 2 раза превышает входящую, что не могло не отразиться на факторах конкурентоспособности казахстанских университетов в международных рейтингах мобильности. Эффективная организация академической мобильности студентов Казахстана будет содействовать увеличению притока иностранных студентов в вузы страны и подготовке конкурентоспособных специалистов с целью их дальнейшего участия в создании передового общества и развития наукоемкой экономики страны в контексте происходящих в мире процессов глобализации, интернационализации и устойчивого развития.
Ключевые слова
Об авторах
А. М. МаратоваКазахстан
Н. В. Яковенко
Россия
кафедра социально‐экономической географии и регионоведения, факультет географии, геоэкологии и туризма
394068 Россия, г. Воронеж, ул. Хользунова, 40
Г. Е. Кайрлиева
Россия
Ю. А. Афонин
Россия
К. Т. Утегенова
Россия
В. В. Воронин
Россия
Список литературы
1. Стратегия академической мобильности в Республике Казахстан на 2012‐2020 годы. Астана, 2012. URL: http://enic‐kazakhstan.kz/images/doc/akadem_mobilnost/strategia‐acad‐mob‐2020.pdf. (дата обращения: 02.01.2019)
2. Borchgrevink H.M., Scholz B. New Concepts of Researcher Mobility – a Comprehensive Approach Including Combined/part‐Time Positions // Science Policy Briefing. V. 49. Strasbourg: European Science Foundation. 2013. As of 17 March 2017. Available at: http://archives.esf.org/uploads/media/spb49_Researcher Mobility.pdf (дата обращения: 05.01.2019)
3. Pål B., Flanagan K., Gagliardi D., Kaloudis A., Karakasidou A. International Mobility: Findings from a Survey of Researchers in the EU // Science and Public Policy. 2015. V. 42. Iss. 6. P. 811‐826. Doi: 10.1093/scipol/scv006
4. Volker G., Stadelmann D. Wage Effects of High‐Skilled Migration: International Evidence // World Bank Economic Review. 2013. V. 27. Iss. 2. P. 297‐319. Doi: 10.1093/wber/lht002
5. Perna L.W., Orosz K., Jumakulov Z. Understanding the human capital benefits of a government‐funded international scholarship program: An exploration of Kazakhstan's Bolashak program // International Journal of Educational Development. 2014. V. 40. P. 85‐97. Doi: 10.1016/j.ijedudev.2014.12.003
6. Kantola M., Kettunen J. Integration of education with research and development and the export of higher education // On the Horizon. 2012. V. 20. N 1. P. 7‐16. Doi: 10.1108/10748121211202026
7. Sharabi M. Managing and improving service quality in higher education // International Journal of Quality and Service Sciences. 2013. V. 5. N 3. P. 309‐320. Doi: 10.1108/IJQSS‐03‐2013‐0016
8. Kelo M., Teichler U., Wächter В. Toward Improved Data on Student Mobility in Europe: Findings and Concepts of the Eurodata Study // Journal of Studies in International Education. 2006. V. 10. Iss. 3. P. 194‐223. Doi: 10.1177/1028315306288755
9. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. N 11. C. 3‐13.
10. Виневская А.В., Лопаткин Е.В., Приходько В.Е. Новые подходы к формированию мобильности студентов педагогического профиля // European Social Science Journal. 2014. N10‐1 (49). С. 274‐278. 11. Маратова А.М., Носков И.А. Mодель организации академической мобильности обучающихся в республике Казахстан: теоретико‐методологический подход // Социально‐экономические явления и процессы. 2018. Т. 13. N 103. С. 94‐100.
11. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. С. 235‐252.
12. Orlova L.V., Afonin Y.A., Voronin V.V. Talent management and knowledge: theory, methodology, models // Review of European Studies. 2015. V. 7. N 9. P. 5‐82. Doi: 10.5539/res.v7n9p75
13. Яковлева С.Л. Актуальные проблемы формирования социальной мобильности личности в образовательной системе Великобритании // Мир образования ‐ образование в мире. 2008. N 4. С. 116124.
14. Starichenko B.E. Conceptual basics of computer didactics: Monograph. Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2013, 184 p.
15. Сороко Э.М., Буданов В.Г., Асеева И.А., Каменский Е.Г., Боев Е.И., Кравчук П.Ф. Гуманитарная экспертиза современного состояния системы высшего образования в России. Курск: Юго‐Зап. гос. ун‐т, 2014. 144 с.
Рецензия
Для цитирования:
Маратова А.М., Яковенко Н.В., Кайрлиева Г.Е., Афонин Ю.А., Утегенова К.Т., Воронин В.В. Академическая мобильность как фактор устойчивости системы высшего образования (на примере Республики Казахстан) . Юг России: экология, развитие. 2019;14(3):118-130. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2019-3-118-130
For citation:
Maratova A.M., Yakovenko N.V., Kairlieva G.E., Afonin Yu.A., Utegenova K.T., Voronin V.V. Academic mobility of students as a factor in sustainability in higher education (the example of the Republic of Kazakhstan) . South of Russia: ecology, development. 2019;14(3):118-130. (In Russ.) https://doi.org/10.18470/1992-1098-2019-3-118-130