Preview

Юг России: экология, развитие

Расширенный поиск

Академическая мобильность как фактор устойчивости  системы высшего образования (на примере   Республики Казахстан) 

https://doi.org/10.18470/1992-1098-2019-3-118-130

Полный текст:

Аннотация

Цель. Раскрыть особенности процесса академической мобильности как фактора устойчивости системы высшего образования (на примере Республики Казахстана).   

Обсуждение. Организация академической мобильности студентов определяется ее ориентированностью на стремление к перемещению в целях академического обмена в образовательном пространстве, социальную адаптацию в  рамках данного процесса. Моделирование организации академической мобильности студентов вуза является специфическим способом познания, при  котором объект исследования имитируется в модели. В представленной модели формирования академической мобильности студентов раскрыты структурные части и их функциональное назначение.   

Заключение. В условиях сложившейся ситуации в Казахстане более приоритетной является исходящая академическая мобильность, которая выступает  средством развития интеллектуального потенциала и навыков населения. Входящая мобильность студентов в Казахстане занимает более скромные позиции  из‐за слабой материально‐технической базы казахстанских университетов,  неразвитости сервиса и инфраструктуры, ограниченной способности обеспечения обучения на английском языке, а также визовыми ограничениями. Все  это негативно влияет на конкурентоспособность казахстанской системы высшего образования. Рассматривая показатели международного обмена студентами в странах Таможенного союза, следует отметить, что исходящая мобильность в Казахстане более чем в 2 раза превышает входящую, что не могло не  отразиться на факторах конкурентоспособности казахстанских университетов в  международных рейтингах мобильности. Эффективная организация академической мобильности студентов Казахстана будет содействовать увеличению  притока иностранных студентов в вузы страны и подготовке конкурентоспособных специалистов с целью их дальнейшего участия в создании передового  общества и развития наукоемкой экономики страны в контексте происходящих  в мире процессов глобализации, интернационализации и устойчивого развития. 

Об авторах

А. М. Маратова
Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем
Казахстан


Н. В. Яковенко
Воронежский государственный университет
Россия

кафедра социально‐экономической географии и  регионоведения, факультет географии,  геоэкологии и туризма

394068  Россия, г. Воронеж, ул. Хользунова, 40



Г. Е. Кайрлиева
Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем, 
Россия


Ю. А. Афонин
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия


К. Т. Утегенова
Западно‐Казахстский государственный университет имени М. Утемисова
Россия


В. В. Воронин
Самарский государственный экономический университет
Россия


Список литературы

1. Стратегия академической мобильности в Республике Казахстан на 2012‐2020 годы. Астана, 2012. URL: http://enic‐kazakhstan.kz/images/doc/akadem_mobilnost/strategia‐acad‐mob‐2020.pdf. (дата обращения: 02.01.2019)

2. Borchgrevink H.M., Scholz B. New Concepts of Researcher Mobility – a Comprehensive Approach Including Combined/part‐Time Positions // Science Policy Briefing. V. 49. Strasbourg: European Science Foundation. 2013. As of 17 March 2017. Available at: http://archives.esf.org/uploads/media/spb49_Researcher Mobility.pdf (дата обращения: 05.01.2019)

3. Pål B., Flanagan K., Gagliardi D., Kaloudis A., Karakasidou A. International Mobility: Findings from a Survey of Researchers in the EU // Science and Public Policy. 2015. V. 42. Iss. 6. P. 811‐826. Doi: 10.1093/scipol/scv006

4. Volker G., Stadelmann D. Wage Effects of High‐Skilled Migration: International Evidence // World Bank Economic Review. 2013. V. 27. Iss. 2. P. 297‐319. Doi: 10.1093/wber/lht002

5. Perna L.W., Orosz K., Jumakulov Z. Understanding the human capital benefits of a government‐funded international scholarship program: An exploration of Kazakhstan's Bolashak program // International Journal of Educational Development. 2014. V. 40. P. 85‐97. Doi: 10.1016/j.ijedudev.2014.12.003

6. Kantola M., Kettunen J. Integration of education with research and development and the export of higher education // On the Horizon. 2012. V. 20. N 1. P. 7‐16. Doi: 10.1108/10748121211202026

7. Sharabi M. Managing and improving service quality in higher education // International Journal of Quality and Service Sciences. 2013. V. 5. N 3. P. 309‐320. Doi: 10.1108/IJQSS‐03‐2013‐0016

8. Kelo M., Teichler U., Wächter В. Toward Improved Data on Student Mobility in Europe: Findings and Concepts of the Eurodata Study // Journal of Studies in International Education. 2006. V. 10. Iss. 3. P. 194‐223. Doi: 10.1177/1028315306288755

9. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. N 11. C. 3‐13.

10. Виневская А.В., Лопаткин Е.В., Приходько В.Е. Новые подходы к формированию мобильности студентов педагогического профиля // European Social Science Journal. 2014. N10‐1 (49). С. 274‐278. 11. Маратова А.М., Носков И.А. Mодель организации академической мобильности обучающихся в республике Казахстан: теоретико‐методологический подход // Социально‐экономические явления и процессы. 2018. Т. 13. N 103. С. 94‐100.

11. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. С. 235‐252.

12. Orlova L.V., Afonin Y.A., Voronin V.V. Talent management and knowledge: theory, methodology, models // Review of European Studies. 2015. V. 7. N 9. P. 5‐82. Doi: 10.5539/res.v7n9p75

13. Яковлева С.Л. Актуальные проблемы формирования социальной мобильности личности в образовательной системе Великобритании // Мир образования ‐ образование в мире. 2008. N 4. С. 116124.

14. Starichenko B.E. Conceptual basics of computer didactics: Monograph. Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2013, 184 p.

15. Сороко Э.М., Буданов В.Г., Асеева И.А., Каменский Е.Г., Боев Е.И., Кравчук П.Ф. Гуманитарная экспертиза современного состояния системы высшего образования в России. Курск: Юго‐Зап. гос. ун‐т, 2014. 144 с.


Для цитирования:


Маратова А.М., Яковенко Н.В., Кайрлиева Г.Е., Афонин Ю.А., Утегенова К.Т., Воронин В.В. Академическая мобильность как фактор устойчивости  системы высшего образования (на примере   Республики Казахстан) . Юг России: экология, развитие. 2019;14(3):118-130. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2019-3-118-130

For citation:


Maratova A.M., Yakovenko N.V., Kairlieva G.E., Afonin Y.A., Utegenova K.T., Voronin V.V. Academic mobility of students as a factor in sustainability in  higher education (the example of the Republic of Kazakhstan) . South of Russia: ecology, development. 2019;14(3):118-130. (In Russ.) https://doi.org/10.18470/1992-1098-2019-3-118-130

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-1098 (Print)
ISSN 2413-0958 (Online)