ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР В КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДАХАДАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
https://doi.org/10.18470/1992-1098-2016-3-214-230
Аннотация
Цель. Анализ качества экологического образования в интересах устойчивого развития на примере средних общеобразовательных школ Дахадаевского района Республики Дагестан. Методы. Материалом для исследований являются результаты тестирования учеников 5-11 классов общеобразовательных учреждений на территории района, проведенных по вопросам анкет и тестов, разработанных в Институте экологии и устойчивого развития Дагестанского государственного университета. Статистическая обработка данных исследования основывалась на общеизвестных методиках и проводилась с использованием пакета прикладных программ Statistica и Excel. Результаты. В результате проведенных исследований было выявлен низкий уровень экологических знаний у школьников. Сравнительный анализ уровня экологической подготовки учащихся школ Дахадаевского района показал различные результаты в разных селениях. Также было зафиксировано, что в школе доминируют экологические знания, полученные в процессе обучения биологии и в значительно меньшей степени – географии, химии. Исследования наглядно демонстрируют несовершенство системы экологического образования и затрудненный переход к новой образовательной парадигме, которая зависит от множества факторов, и отражают общую ситуацию с образованием в российской школе. Заключение. Предлагается ввести в учебный процесс экологию как отдельную дисциплину, также ряд актуальных тем и методов; усилить междисциплинарность обучения для того, чтобы научиться ставить задачи и решать комплексные социальные и экологические проблемы.
Об авторах
Г. М. АбдурахмановРоссия
Гайирбег М. Абдурахманов - академик РЭА, доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой биологии и биоразнообразия
Н. О. Гусейнова
Россия
Надира О. Гусейнова - член-корреспондент РЭА, кандидат биологических наук, доцент.
Ул. Дахадаева, 21, Махачкала, 367001 Россия. E-mail: nadira_guseynova@mail.ru
С. В. Прокопчик
Россия
Светлана В. Прокопчик – студентка 3курса
Список литературы
1. Абдурахманов Г.М., Монахова Г.А., Мурзаканова Л.З., Абдурахманова А.Г., Багомаев А.А., Алиева З.А. Концептуальные основы, реалии и перспективы развития образования для устойчивого развития в России // Юг России: экология, развитие. 2010. Т. 5, N2. С. 224-250. DOI:10.18470/1992-1098-2010-2-224-250
2. Касимов Н.С. На пути к образованию для устойчивого развития в России. В кн.: На пути к образованию для устойчивого развития в России. Москва. 2006. С. 3-13.
3. Абдурахманов Г.М., Гусейнова Н.О., Раджабова Р.Т., Иванушенко Ю.Ю. Оценка качества образования в интересах устойчивого развития на примере сельских поселений Дахадаевского района Республики Дагестан // Юг России: экология, развитие. 2015, Т. 10, N2. С. 201-213. DOI:10.18470/1992-1098-2015-2-201-213
4. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. С. 228.
5. Моисеев Н.Н. «Устойчивое развитие» и экологическое образование // Вестник экологического образования в России. 2010, Т. 55, N1. С. 30-33.
6. Садовничий В.А., Касимов Н.С. Становление образования для устойчивого развития в России // Экология и промышленность России. 2006, N3. C. 15-22.
7. Моисеев Н.Н. Новая цивилизация начинается с образовательных программ // Вестник экологического образования в России. 2010, Т. 55, N1. С. 9-11.
8. Булаева Н.М, Шихнабиева Т.Ш., Гусейнова Н.О. Экспертная геоинформационная система обучения экологии // Педагогическая информатика. 2008. N4. C. 77-81.
9. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Направления и особенности становления образования для устойчивого развития в России: к завершению Декады ООН // Политика и Общество. 2014. N7. C. 753–773. DOI:10.7256/1812-8696.2014.7.12533.
10. Гусейнова Н.О. Применение геоинформационных технологий в геоэкологической оценке устойчивости природно-техногенных комплексов // Юг России: экология, развитие. 2014. Т. 33, N4. C. 114–120. DOI:10.18470/1992-1098-2014-4-114-120
11. Гусейнова Н.О., Раджабова Р.Т. Экологические геоинформационные системы как инструмент анализа устойчивого развития территории г. Кизилюрт // Юг России: экология, развитие. 2014. Т. 33, N4. C. 17–26. DOI:10.18470/1992-1098-2014-4-17-26
12. Ахмедова Л.Ш., Раджабова Р.Т., Гусейнова Н.О., Курамагомедов Б.К. Геоэкологическая оценка устойчивого развития Республики Дагестан с использованием нормирования антропогенной нагрузки // Юг России: экология, развитие. 2015. Т. 10, N1. C. 177–184. DOI: 10.18470/1992-1098-2015-1-177-184.
Рецензия
Для цитирования:
Абдурахманов Г.М., Гусейнова Н.О., Прокопчик С.В. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР В КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДАХАДАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН). Юг России: экология, развитие. 2016;11(3):214-230. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2016-3-214-230
For citation:
Abdurakhmanov G.M., Guseynova N.O., Prokopchik S.V. ENVIRONMENTAL EDUCATION AS A SYSTEM-FORMING FACTOR IN THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF DAKHADAYEVSKY DISTRICT, DAGESTAN). South of Russia: ecology, development. 2016;11(3):214-230. (In Russ.) https://doi.org/10.18470/1992-1098-2016-3-214-230