«Точка кипения» в развитии коммуникационных аспектов социальной экологии современного общества
https://doi.org/10.18470/1992-1098-2025-3-16
Аннотация
Цель: проанализировать и охарактеризовать деятельность «Точки кипения» Дагестанского государственного университета (ДГУ) как нового развивающего пространства активизации научной и общественной деятельности региона, в том числе студенчества, с позиций социальной экологии.
Отсутствие четких границ в определении понятия «социальная экология» создаёт простор для интерпретаций, что наносит ущерб точности научных исследований и усложняет разработку эффективных социальных и экологических стратегий воспитания студенческой молодежи. Их отсутствие делает невозможным постановку и реализацию социально‐психологических, просветительских задач развития общественного пространства в целях придания нового смысла «третьей миссии университета» и расширения формата функционирования образовательной площадки «Точка кипения» ДГУ. Инновационно‐просветительская образовательная платформа «Точка кипения» ДГУ посредством выполнения функций развития экологии личности, улучшения экологичных отношений в социуме в противовес токсичным, разрушающим либо сдерживающим общественное развитие, взращивает новое поколение молодежи, ориентированное на непрерывное комплексное всестороннее развитие, в том числе саморазвитие, создавая при этом необходимые современному обществу компетенции при организационном взаимодействии с государственными структурами и общественными движениями.
На основании новых форматов расширения экологичности социума предложены меры использования результатов деятельности «Точки кипения» в общем социально‐экономическом развитии региона, а именно профильными министерствами и ведомствами с целью достижения оптимального для потребностей личности уровня и качества жизни.
Об авторах
М. Х. РабадановРоссия
Муртазали Х. Рабаданов
Махачкала
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
С. А. Ниналалов
Россия
Саид А. Ниналалов, кандидат физико‐математических наук, кафедра инженерной физики
367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43 «а». Тел. +79634239685
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ф. А. Куцулова
Россия
Фатима А. Куцулова
Махачкала
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
М. А. Абдуллаев
Россия
Мурад А. Абдуллаев
Махачкала
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Список литературы
1. Рабаданов М.Х. Дагестанский государственный университет как центр научно‐технологического развития региона // Региональные аспекты социальной политики. 2024. N 26. С. 7–19.
2. Лебедева С.В., Терюхова Т.В. Теория языка и межкультурная коммуникация // Проблема классификации экологических терминов. Курск: Издательство ФГБОУ ВО Курский государственный университет, 2024. Вып. 4(55). 141 с.
3. Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия молодая, 1994. 366 с.
4. Прохоров Б.Б. Социальная экология: учебник для вузов. М.: Академия, 2012. 432 с.
5. Киприянова М.А. О месте социальной экологии в социологии // Историческая и социально‐образовательная мысль. 2013. N 2. C. 152–157.
6. Чуйков Ю.С. Основы экологического права. Астрахань: ООО "ЦНТЭП", 1997. 164 с.
7. Смольников Н.С., Киприянова М.А. Социология: метод. пособие. Пермь: Перм. гос. техн. ун‐т. 1997.
8. Соломко Д.В. Экогуманистика: теория, методология, практики. Челябинск: Южно‐Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2024. 239 с.
9. Гирусов Э.В. Социальная экология в системе современного научного знания // Философские науки. 2011. N 6. С. 65–76.
10. Моисеев П.С., Сысоев П.В. Векторы развития молодежной науки в классическом вузе на современном этапе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. N 6. С. 1467–1480.
11. Рабаданов М.Х. Университетское образование в регионе: современное состояние и перспективы. Махачкала: Издательство ДГУ, 2022. 416 с.
12. Рабаданов М.Х. Дагестанский государственный университет: образовательная деятельность. Махачкала: Издательство ДГУ, 2023. 289 с.
13. Рабаданов М.Х., Ниналалов С.А., Куцулова Ф.А. «Точка кипения» как инструмент реализации «Третьей миссии» Дагестанского государственного университета // Материалы I Всероссийской научно‐практической конференции «Гражданское общество и университеты: потенциал интеграции и развития», Ростов‐на‐Дону; Таганрог, 2025. С. 247–252.
14. Рабаданов М.Х. Дагестанский государственный университет: научно‐инновационная деятельность. Махачкала: Издательство ДГУ, 2023. 440 с.
Рецензия
Для цитирования:
Рабаданов М.Х., Ниналалов С.А., Куцулова Ф.А., Абдуллаев М.А. «Точка кипения» в развитии коммуникационных аспектов социальной экологии современного общества. Юг России: экология, развитие. 2025;20(3):175-181. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2025-3-16
For citation:
Rabadanov M.Kh., Ninalalov S.A., Kutsulova F.A., Abdullaev M.A. The "Boiling Point" in the development of communication aspects of social ecology of modern society. South of Russia: ecology, development. 2025;20(3):175-181. (In Russ.) https://doi.org/10.18470/1992-1098-2025-3-16





































