Preview

Юг России: экология, развитие

Расширенный поиск

Формирование экологичного сознания у студентов через активные методы обучения

https://doi.org/10.18470/1992-1098-2025-3-10

Аннотация

Цель: создание педагогических условий, которые не только обеспечат усвоение экологических знаний, но и сформируют устойчивые ценностные установки, мотивирующие студентов к активному участию в решении экологических проблем.
В ходе исследования применялся комплексный подход, объединяющий теоретический анализ и практические методы изучения формирования экологического сознания у студентов. В основе работы был глубокий анализ научной литературы по педагогике, экологическому образованию и психологии. Основным инструментом стало анкетирование, которое включало несколько типов вопросов. Важным компонентом стало проведение конкурса экологических проектов, сосредоточенных на использование вторичного сырья текстильной отрасли. 
Качественный анализ полученных данных выявил несколько ключевых факторов, способствующих формированию экологического сознания. Во‐первых, важную роль играет возможность применения знаний на практике. Во‐вторых, значительное влияние оказывает групповая работа, позволяющая обсуждать экологические проблемы и совместно искать решения. В‐третьих, как показало исследование, непосредственный контакт с природными объектами существенно усиливает эмоциональную вовлеченность студентов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что сочетание теоретической подготовки с практической деятельностью создает оптимальные условия для развития экологического сознания.
Проведенное исследование подтвердило, что формирование экологического сознания – это важная составляющая профессиональной подготовки современного специалиста. Разработанные методики и рекомендации могут быть использованы для совершенствования образовательных программ в высшей школе. Дальнейшая работа в этом направлении будет способствовать подготовке нового поколения профессионалов, обладающих не только специальными знаниями, но и сформированной экологической культурой, что особенно важно в условиях современных глобальных вызовов.

Об авторах

А. И. Храмова
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Анастасия И. Храмова, ассистент, кафедра технологии химических и натуральных волокон и изделий

420015, г. Казань, ул. Карла Маркса, 68. Тел. +791969660662


Конфликт интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.



А. С. Парсанов
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Александр С. Парсанов 

Казань 


Конфликт интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.



И. В. Красина
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Ирина В. Красина 

Казань 


Конфликт интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.



Список литературы

1. Ниязова А.А. Непрерывное социально‐экономическое образование : учебно‐методическое пособие. Сургут : СурГПУ, 2021. 138 с.

2. Астраханцева И.В. Профессионально‐педагогическое экологическое воспитание будущего учителя : учебное пособие. Ульяновск : УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2018. 143 с.

3. Вершинина С.В., Корякина Е.А., Чумлякова К.С., Чумлякова Д.В. Социальная ответственность бизнеса: учебное пособие. Тюмень : ТИУ, 2015. 154 с.

4. Соловьева В.В. Современные экологические проблемы : курс лекций для обучающихся по направлению подготовки Экология и природопользование (профиль «Экология») : учебное пособие. Самара : СГСПУ, 2022. 238 с.

5. Фирсов А.И. Экологические проблемы техносферы : учебно‐ методическое пособие. Нижний Новгород : ННГАСУ, 2024. 94 с.

6. Матвеева В.Е. Политика природопользования в Российской Федерации : учебное пособие. Кемерово : КемГУ, 2019. 98 с.

7. Формирование и развитие экологического сознания личности : монография / Журавлева Л. П., Архипова Т. Н., Басманова Н. И. и др. ; составители Н. И. Басманов, Н. Л. Захарова. Москва : Научный консультант, 2019. 208 с.


Рецензия

Для цитирования:


Храмова А.И., Парсанов А.С., Красина И.В. Формирование экологичного сознания у студентов через активные методы обучения. Юг России: экология, развитие. 2025;20(3):115-121. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2025-3-10

For citation:


Khramova A.I., Parsanov A.S., Krasina I.V. The formation of environmentally friendly consciousness among students through active teaching methods. South of Russia: ecology, development. 2025;20(3):115-121. (In Russ.) https://doi.org/10.18470/1992-1098-2025-3-10

Просмотров: 43


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-1098 (Print)
ISSN 2413-0958 (Online)