Национально-региональный опыт реализации экологического образования для устойчивого развития и сохранения природно-культурного наследия региона
https://doi.org/10.18470/1992-1098-2023-1-140-156
Аннотация
Цель. Целью статьи является выявления эффективных условий развития экологической культуры в дагестанской школе в интересах устойчивого развития региона.
Материал и методы. Для достижения поставленной цели использовались адекватные методы с учетом специфики каждого этапа работы: анализ научной литературы (психолого-педагогической, методической и экологической), нормативных и программнометодических документов по проблеме; наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, изучение педагогического опыта и методы математической обработки результатов эксперимента (х2-критерий).
Результаты. Развитие глобального экологического кризиса поставило перед обществом задачу выживания и обеспечения существования человечества в контексте концепции «устойчивого развития человечества», рассматриваемой как развитие, удовлетворяющее потребности настоящего времени и не ставящее под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Это позволяет констатировать актуальность внедрения в школу эффективных моделей экологического образования для устойчивого развития (однопредметной, многопредметной и смешанной). Результаты исследования показывают эффективность различных видов экологизации (предметная, межпредметная и метапредметная) и «смешанной модели». Было разработано учебное пособие по региональной экологии (Экология Дагестана), с учетом специфики законов функционирования экосистем планеты и региона. С включением в «смешанную модель» региональной экологии школьное экологическое образование в интересах устойчивого развития получило свою завершенность.
Выводы. Экологическое образование в интересах устойчивого развития и сохранения природно-культурного наследия региона эффективно при экологизации школьных дисциплин и использовании «смешанной модели», и включении в их содержание национально регионального компонента.
Ключевые слова
Об авторах
Г. Г. НедюрмагомедовРоссия
Георгий Г. Недюрмагомедов
Махачкала
Конфликт интересов:
нет
З. В. Атаев
Россия
Загир В. Атаев - кандидат географических наук, профессор кафедры географии и методики преподавания, директор НИИ биогеографии и ландшафтной экологии, начальник управления научных исследований, Дагестанский ГПУ.
367000 Махачкала, ул. Магомеда Ярагского, 57. Тел. +7928-961-10-97
Конфликт интересов:
нет
Список литературы
1. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. 200 с.
2. Наше общее будущее: Докл. Междунар. комис. по окружающей среде и развитию (МКОСР): Пер. с англ. / Под ред. С.А. Евтеева, Р.А. Перелета; [Предисл. Г. Харлем Брундтланд]. М.: Прогресс, 1989. 371 с.
3. Халудорова Л.Е. Экологическое образование для устойчивого развития как условие совершенствования профессиональных компетенций педагога // Научнопедагогическое обозрение. Pedagogical Review. Томск, 2016. N 3 (13). С. 76-80.
4. Недюрмагомедов Г.Г. Проблемы экологического образования старшеклассников в дагестанской общеобразовательной школ // Известия вузов. СевероКавказский регион. Естественные науки. 2007. N 3. С. 130133.
5. Несговорова Н.П. Подготовка педагога-эколога к деятельности в современном мире: теоретикометодологические основания подготовки педагогов-экологов. М.: Творческий центр "Сфера", 2011. 159 с.
6. Суравегина И.Т., СенкевичВ.М.Экология и мир: Метод. пособие для учителя. М.: Новая шк., 1994. 125 с.
7. Алексеев С.В., Корякина Н.И., Рипачева Е.А. Педагогика окружающей среды и устойчивого развития: теория и практика: монография / под общ. ред. С.В. Алексеева. СПб.: СПб АППО, 2015. 230 с.
8. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/ (дата обращения: 18.02.2023)
9. Бахарев В.В. Экологическая культура как фактор устойчивого развития социума. Ульяновск: Изд-во Ульян. гос. ун-та, 1999. 446 с.
10. Гайсин И.Т. Эколого-нравственное воспитание школьников: [монография]. Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. [2-е изд., перераб. и доп.]. Казань: Отечество, 2015. 130 с.
11. Ефимова Е.И. Экологическая культура: проблемы становления. М.: Гос. унитар. предприятие "Науч.-техн. центр по безопасности в пром-сти Госгортехнадзора России", 2001. 150 с.
12. Недюрмагомедов Г.Г. Экологическое образование учащихся основной школы в интересах устойчивого развития // Proceedings of the eighth student scientific conference «Ecology and environment» (April 29-30, 2022. Shumen). Shumen: Konstantin Preslavsky University Press, 2022. V. 9. P. 49-58.
13. Несговорова Н.П., Ионина Н.Г., Охапкина Е.Н. Методика экологического образования школьников. Курган, 2004. 113 с.
14. Пономарева О.Н., Васина О.Н. Экологическое образование для устойчивого развития: региональный опыт // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: сборник статей по материалам XV Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 21-22 ноября 2019 года. Нижний Новгород: ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», 2019. С. 61-64.
15. Янакиева Е.К. Методологически основи на екологическото възпитание // Педагогика. 2002. Кн. 4. С. 18-28.
16. Горелов А.А. Эволюция культуры и экология. М., 2002. 245 с.
17. Коммонер Барри. Замыкающийся круг: Природа, человек, технология: [Пер. с англ.] / [Послесл. акад. Е.К. Федорова]. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1974. 279 с.
18. Моисеев Н.Н. Экология и образование. М.: 1996. 192 с.
19. Печчеи А. Человеческие качества / ред., авт. послесл. Д.М. Гвишиани, пер. с англ. О.М. Захарова. М.: Прогресс, 1980. 300 с.
20. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. М., 1990. 259 с.
21. Гагарин А.В. Теория и менеджмент экологического образования. М.: Изд-во «Социум», 2002. 160 с.
22. Фромм Э. Иметь или быть? Пер. с англ. 2-е изд. М.: Прогресс, 1990. 330 с.
23. Римский клуб. Декларация. Миссия // Вопросы философии. 1995. N 3. С. 65-72.
24. Наше общее будущее: Докл. Междунар. комис. по окружающей среде и развитию (МКОСР): Пер. с англ. / Под ред. С.А. Евтеева, Р.А. Перелета; [Предисл. Г. Харлем Брундтланд]. М.: Прогресс, 1989. 371 с.
25. Тинбэрхэн Я., Босс Х. Математические модели экономического роста. М.: Прогресс, 1967. 174 с.
26. Алферова Т.В. Становление концепции устойчивого развития: региональный аспект // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2021. N 1. С. 252-263.
27. Стратегия ЕЭК ООН в области образования в интересах устойчивого развития. CEP/AC.13/2005/3/Rev.1. Вильнюс: ЕЭК ООН, 2005. 22 с. URL: http://documents.un.org/results.asp (дата обращения: 31.05.2022)
28. Environmental Education in the European Union. Luxembourg: European Commission, 1997. 147 р.
29. Проект концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития. М.: ИСМО РАО, 2007. 8 с.
30. Глобальная программа действий по образованию в интересах устойчивого развития. URL: http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/docs/index.php (дата обращения: 31.05.2022).
31. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации // Европейская экономическая комиссия ООН: сайт. URL: https://unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf (дата обращения: 12.12.2022)
32. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Образование как необходимое условие достижения устойчивого развития и основа будущего прогресса // Вестник Мининского университета. 2014. N 4. С. 34-40.
33. Алексеев С.В. Теория и методика эколого-педагогической подготовки учителя в системе постдипломного образования: Монография. СПб.: СпецЛит, 2001. 204 с.
34. Дзятковская Е.Н. Экологическая культура как вектор обновления основных образовательных программ // Управление образованием: теория и практика. 2022. N 1 (47). С. 207-213.
35. Касимов Н.С. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. - Образование для устойчивого развития: материалы семинара «Экологическое образование и образование для устойчивого развития» / Под ред. Н.С. Касимова. Смоленск: «Универсум», 2004. С. 3146.
36. Суслов В.Г., Гдалин Д.А. и др. Образование для устойчивого развития: интерактивные формы обучения. Учебно-методическое пособие. СПб.: Эпиграф, 2004. 131 с.
37. Янакиева Е.К. Методологически основи на екологическото възпитание // Педагогика. 2002. Кн. 4. С. 1828.
38. Багирова И.А., Недюрмагомедов Г.Г. Приоритеты экологического образования старшеклассников в условиях снижения качества школьного образования // Десятилетие образования для устойчивого развития (2005-2014): итоги и перспективы эколого-географического образования, науки и практики в формировании культуры безопасности. Кластерный подход: Всероссийская научно-практическая очно-заочная конференция с международным участием, Курган, 13-14 ноября 2014 года / Отв. ред. Н.П. Несговорова. Курган: Курганский государственный университет, 2014. С. 59-61.
39. Несговорова Н.П., Ионина Н.Г., Охапкина Е.Н. Методика экологического образования школьников. Курган, 2004. 113 с.
40. Семчук Н.М. К вопросу о принципе воспитывающего обучения экологии // Экологические исследования и проблемы экологического образования в Европейских регионах России. По материалам Всерос. науч.-практ. конф. Арзамас: АГПИ, 2000. С. 149-151.
41. Тодорина Д.Л., Недюрмагомедов Г.Г. Модель формирования экологической культуры школьников в современных условиях // Десятилетие образования для устойчивого развития (2005-2014): итоги и перспективы эколого-географического образования, науки и практики в формировании культуры безопасности. Кластерный подход: сб. материалов Всерос. науч.-практ. очно-заоч. конф. с междунар. участием (13-14 ноября 2014 г.) / отв. ред. Н.П. Несговорова. Курган, 2014. С. 26-28.
42. Мальтус Т.Р. Опыт о законе народонаселения. Электрон. текстовые дан. URL: http://royaNib.com/book/maltus_t/opit_o_zakone_narodonaseleniya.html (дата обращения: 16.08.2017)
43. Коммонер Б. Замыкающийся круг. Природа, человек, технология. Л.: Гидрометеоиздат, 1974. 279 с.
44. Неверов А.В., Каврус А.И., Михалькевич К.А., Мисюк Е.Н. Экономическая оценка экологической динамики устойчивого развития // Труды БГТУ. 2019. Серия 5. N 2. С. 67-72.
45. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. М., 1990. 259 с.
46. Зверев И.Д., Захлебный А.Н., Кудрявцева Е.М. и др. Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. М.: Педагогика, 1983. 160 с.
47. Концепция экологического образования в системе общего образования. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3da3f2dbd81de632a44729cf4fc40ea9/ (дата обращения: 18.02.2023)
48. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения. М.: Образование и экология, 2011. 28 с.
49. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Вагнер И.В., Либеров А.Ю., Алексеев С.В., Ермаков Д.С., Мамедов Н.М., Панов В.Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (одобрена Президиумом РАО 2010) // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2012. N 2. С. 4-15.
50. Примерная образовательная программа учебного курса «Экологическая культура, грамотность, безопасность» (предметная область «Естественно-научные предметы») для 5-9 классов образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/e9d396b3adbfa1254373f1e9bc3f84fe.pdf (дата обращения: 18.02.2023)
51. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з). URL: https://sudact.ru/law/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-srednego-obshchego-obrazovaniia/ (дата обращения: 15.01.2023)
52. Самкова В.А. Экология. Примерная рабочая программа по учебному курсу. 5-9 классы. М.: Академкнига/Учебник, 2015. 64 с.
53. Программа курса «Экология». 10-11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина. 2-е изд. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019. 48 с.
54. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 352 с.
55. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. 319 с.
56. Краевский В.В. Культурологический подход к содержанию образования как способ обеспечения его деятельности // Известия ВГПУ. Серия: Пед. науки. 2004. N 1 (06). С. 7-11.
57. Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / Под редакцией В.А. Бажанова, Р.В. Шольца. М.: Издательский дом «Навигатор», 2015. 564 с.
58. Рыжаков М.В. Образование как сложная открытая нелинейная самоорганизующаяся система // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. N 1. С. 49-51.
59. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. 282 с.
60. Недюрмагомедов Г.Г. Формирование экологической культуры как цель экологического образования старшеклассников // Вестник Ставропольского государственного университета. 2007. N 51. С. 105-111.
61. Несговорова Н.П., Савельев В.Г. Эколого-педагогическая деятельность учителя: теория и методика. Saarbrucken: LAP LAMBERT, 2016. 305 с.
62. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособие для учителя. М.: Новая шк., 1994. 125 с.
63. Недюрмагомедов Г.Г., Багирова И.А. Современное экологическое образование учащихся старших классов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в поликультурной среде / Педагогический ежегодник: Педагогическая наука, теория и практика. Кн. 1. 2013. Благоевград: Изд-во «Неофит Рилски», 2013. С. 256-264.
64. Багирова И.А., Недюрмагомедов Г.Г. Приоритеты экологического образования старшеклассников в условиях снижения качества школьного образования // Десятилетие образования для устойчивого развития (2005-2014): итоги и перспективы эколого-географического образования, науки и практики в формировании культуры безопасности. Кластерный подход: Всероссийская научно-практическая очно-заочная конференция с международным участием, Курган, 13-14 ноября 2014 года / Ответственный редактор Н.П. Несговорова. Курган: Курганский государственный университет, 2014. С. 59-61.
65. Дорошко О.М. Экологическое воспитание школьников: учеб. пособие. Г родно: ГрГУ, 1994. 66 с.
66. Зверев И.Д. Экогласность и образование школьников // Сов. педагогика. 1991. N 1. С. 9-12.
67. Моисеева Л.В. Альтернативные модели экологического образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1997. 106 с.
68. Тодорина Д.Л., Недюрмагомедов Г.Г. Модель формирования экологической культуры школьников в современных условиях // Десятилетие образования для устойчивого развития (2005-2014): итоги и перспективы эколого-географического образования, науки и практики в формировании культуры безопасности. Кластерный подход: сб. материалов Всерос. науч.-практ. очно-заоч. конф. с междунар. участием (13-14 ноября 2014 г.) / отв. ред. Н.П. Несговорова. Курган, 2014. С. 26-28.
69. Недюрмагомедов Г.Г., Багирова И.А. Экология Дагестана (Западный Прикаспий): 9 класс: Учебное пособие для 9-х (10х) классов общеобразовательных учреждений. Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2014. 266 с.
70. Недюрмагомедов Г.Г., Багирова И.А. Экология Дагестана (Западный Прикаспий): 9 класс: Учебное пособие для 9-х (10х) классов общеобразовательных учреждений. Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2014. 266 с.
71. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Модели содержания экологического образования в новой школе // Педагогика. 2010. N 9. С. 38-44.
72. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. М.: Педагогическое общество России, 2002. 352 с.
73. Palmer J.A. Environmental Education of the 21st century: Theory, practice, progress and promise. London: Routledge, 1998. 267-277.
74. Sterling S. and Cooper G. 1992. In touch: environmental education for Europe. Surrey, UK: WWF, Panda House.
75. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/ (дата обращения: 18.02.2023).
76. Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурный концепт. «Зеленая аксиома». Трансдисциплинарность: монография. М.: Образование и экология, 2015. 328 с.
77. Недюрмагомедов Г.Г. Проблемы экологического образования старшеклассников в дагестанской общеобразовательной школ // Известия вузов. СевероКавказский регион. Естественные науки. 2007. N 3. С. 130133.
78. Недюрмагомедов Г.Г., Багирова И.А. Экология Дагестана (Западный Прикаспий): 9 класс: Учебное пособие для 9-х (10х) классов общеобразовательных учреждений. Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.), 2014. 266 с.
79. Вергелес Г.И., Конева В.С. Младший школьник: учим учиться (система формирования учебной деятельности). СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 180 с.
80. Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособие для учителя. М.: Горизонт, 2000. 94 с.
81. Гринёва Е.А., Прохорова С.Ю. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников: методическое пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2008. 84 с.
82. Глазачев С.Н. Управление экологическим образованием: новые алгоритмы // Экология и жизнь. 1996. N 1. С. 65-68.
83. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М., 1977. 136 с.
84. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
85. Иванова Л.Ю. Экологическое образование и образование для устойчивого развития в российской школе: настоящее и будущее // Вестник института социологии. 2017. Вып. 23 (Т. 8. N 4). С. 90-112.
86. Недюрмагомедов Г.Г., Багирова И.А. Учебное пособие «Экология Дагестана» как средство реализации регионального компонента экологического образования // Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития: материалы двенадцатой международной научно-практической конференции (Новомосковск, 25-26 сентября 2015 г.) / Университет Российской академии образования, Новомосковский филиал. Новомосковск, 2015. Ч. 2. С. 9-14.
Рецензия
Для цитирования:
Недюрмагомедов Г.Г., Атаев З.В. Национально-региональный опыт реализации экологического образования для устойчивого развития и сохранения природно-культурного наследия региона. Юг России: экология, развитие. 2023;18(1):140-156. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2023-1-140-156
For citation:
Nedurmagomedov G.G., Ataev Z.V. National and regional experience in the implementation of environmental education for sustainable development and preservation of regional natural and cultural heritage. South of Russia: ecology, development. 2023;18(1):140-156. (In Russ.) https://doi.org/10.18470/1992-1098-2023-1-140-156