Структура институциональной модели формирования экологической культуры молодежи: региональные аспекты
https://doi.org/10.18470/1992-1098-2023-1-126-139
Аннотация
Цель. Обоснование структуры институциональной модели формирования экологической культуры молодежи как целостной конструкции, интегрирующей различных субъектов этого процесса, а также имеющиеся ресурсы и реализуемые технологии для достижения целей устойчивого регионального развития.
Материал и методы. Эмпирическое обоснование предлагаемой модели базировалось на 14 фокус-групповых интервью с представителями молодежи, экспертных сессиях с представителями институциональных структур, участвующих в реализации практик формирования экологической культуры молодежи (12 экспертных сессий), онлайн-анкетирование молодежи (объем выборки 1600 респондентов), проведенных в Краснодарском крае в 2022 году. Для анализа экоориентированных практик в сфере молодежной и образовательной политики использовался метод кейс-стадии.
Результаты. Авторами выявлены и охарактеризованы основные субъекты формирования экологической культуры молодежи, набор используемых ими технологий (информационно-коммуникативных, игровых и проектных) и ресурсов, принципы, определяющие эффективность экологических образовательных и просветительских практик. Предложена структура институциональной модели процесса и результатов формирования и развития экологической культуры молодежи, раскрывающая ее когнитивные, ценностные, эмоциональные и деятельностные компоненты в контексте обеспечения устойчивого регионального развития.
Заключение. Универсальный характер структуры предлагаемой модели, позволяет экстраполировать основные результаты в систему педагогического сопровождения развития экологической культуры молодежи, в деятельность образовательных провайдеров, а также создает основу для их институализации в деятельности органов исполнительной власти, органов по работе с молодежью не только в Краснодарском крае, но и в других регионах Российской Федерации.
Ключевые слова
Об авторах
М. В. ТерешинаРоссия
Мария В. Терешина
Краснодар
Конфликт интересов:
нет
И. В. Мирошниченко
Россия
Инна В. Мирошниченко
Краснодар
Конфликт интересов:
нет
Н. В. Яковенко
Россия
Наталия В. Яковенко - доктор географических наук, профессор, главный научный сотрудник дирекции НИИ ИТЛК.
394087 Воронеж, ул. Тимирязева, д. 8. Тел. +79191889232
Конфликт интересов:
нет
Е. А. Яковлева
Россия
Елена А. Яковлева
Воронеж
Конфликт интересов:
нет
Список литературы
1. Grants A., Hubert M. Are we a growing a green generation? Exploring young people's pro-environmental orientation over time // Journal of Marketing Management. 2022. N 38. V. 9-10. P. 844-865. DOI: 10.1080/0267257X.2021.2005664
2. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Гуманитаризация экологического образования как вектор его развития до 2030 г. // Непрерывное образование: XXI век. 2021. N 1 (33). C. 1-14. DOI: 10.15393/j5.art.2021.6692
3. Недюрмагомедов Г.Г. Проблемы становления непрерывного экологического образования в Дагестане // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. N 4 (28). C. 141-146.
4. Глазачев С.Н., Анисимов О.С., Гришаева О.С. Объектноонтологический подход и его роль в методологии экологического образования для устойчивого развития // Экопсихологические исследования - 6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. N 6. C. 355-359.
5. Ясвин В.А. Психологические основы экологического образования // Образовательные технологии. 2019. N 2. C. 25-39.
6. Zhang T. From environment to sustainable development: China's strategies for ESD in basic education // Int Rev Educ. 2010. N 56. P. 329-341. DOI: 10.1007/s11159-010-9159-7
7. Mikkelson G.M. Environmental Values, Human Nature, and Economic Democracy // Hum Ecol., 2017. N 45. P. 131-134. DOI: 10.1007/s10745-016-9877-y
8. Исаева З.М., Абакарова Р.М. Экологические ценности современной молодежной культуры // Юг России: экология, развитие. 2010. N 1. C. 170-173.
9. Birch R. Ecological Identity Work. In: Cutting, R., Passy, R. (eds) Contemporary Approaches to Outdoor Learning. Palgrave Studies in Alternative Education, 2022. Palgrave Macmillan, Cham. DOI: 10.1007/978-3-030-85095-1_14
10. Al-Nuaimi S.R., Al-Ghamdi S.G. Sustainable Consumption and Education for Sustainability in Higher Education // Sustainability. 2022. N 14. P. 7255. DOI: 10.3390/su14127255
11. Bintang A. Ecological Citizenship Through Education and Management // Journal of Enterprise and Business Intelligence. 2021. V. 1. N 3. P. 131-136. DOI: 10.53759/5181/JEBI202101014
12. Bauer N., Megyesi B., Halbac-Cotoara-Zamfir R., Halbac-Cotoara-Zamfir C. Attitudes and Environmental Citizenship. In: Conceptualizing Environmental Citizenship for 21st Century Education. Environmental Discourses in Science Education. 2020. V. 4. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-030-20249-1_7
13. Дзятковская Е.Н., Парфенов М.А., Шленова В.М., Кошкарева Л.Г. Организация экологического образования и просвещения в регионе на основе базовой модели экологической культуры личности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. N 4. C. 94-107.
14. Sinakou E., Boeve-de P.J., Petegem V.P. Exploring the concept of sustainable development within education for sustainable development: implications for ESD research and practice // Environ Dev Sustain. 2019. N 21. P. 1-10. DOI: 10.1007/s10668-017-0032-8
15. Yadav S.K., Banerjee A., Jhariya M.K., Meena R.S., Raj A.,Khan N.,Kumar S., Sheoran S. Environmental education for sustainable development. In Natural Resources Conservation and Advances for Sustainability. Chapter 19. Elsevier: Amsterdam, The Netherlands, 2022, pp. 415-431. DOI: 10.1016/B978-0-12-822976-7.00010-7
16. Kopnina H. Education for the future? Critical evaluation of education for sustainable development goals // J. Environ. Educ. 2020. N 51. P. 1-12.
17. Трикула Л.Н., Вареных И.В., Костина И.Б. Формирование экологической компетентности обучающихся во внеурочной деятельности по географии // Проблемы современного педагогического образования. 2022. N 74-3. C. 264-267.
18. Кравченко О.Г. Определение понятия и сущности экологизации содержания высшего образования // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2022. Т. 8 (74). N 1. С. 3745.
19. Jia F., Sorgente A., Yu H. Parental Participation in the Environment: Scale Validation Across Parental Role, Income, and Region // Front. Psychol. 2022. V. 13. P. 788306. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.788306
20. Gong Y., Li J., Xie J. et al. Will "Green" Parents Have "Green" Children? The Relationship Between Parents' and Early Adolescents' Green Consumption Values // J Bus Ethics. 2022. V. 179. P. 369-385. DOI: 10.1007/s10551-021-04835-y
21. Rezaei A., Ahmadi S., Karimi H. The role of online social networks in university students' environmentally responsible behavior // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2022. V. 23. N 5. P. 1045-1069. DOI: 10.1108/IJSHE-05-2020-0168
22. Оселедчик Е.Б., Дмитриева А.В. Педагогическая специфика цифровизации экологического воспитания детей и подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2022. N 74-3. C. 219-221.
23. Flaherty O.,' Liddy M. The impact of development education and education for sustainable development interventions: a synthesis of the research // Environmental Education Research. 2018. N 24:7. P. 1031-1049. DOI: 10.1080/13504622.2017.1392484
24. Malmio I., Liwang H. Education for Sustainable Development. In: Leal Filho W., Azul A.M., Doni F., Salvia, A.L. (eds) Handbook of Sustainability Science in the Future. Springer Cham, 2022. DOI: 10.1007/978-3-030-68074-9_126-1
25. Яницкий О.Н. Экологическая парадигма как элемент культуры // Социологические исследования. 2006. N 7. С. 8393.
26. Zibenberg A., Greenspan I., Katz-Gerro T. et al. Environmental Behavior Among Russian Youth: The Role of Selfdirection and Environmental Concern // Environmental Management. 2018. N 62. P. 295-304. DOI: 10.1007/s00267-018-1032-7
27. Ferguson T., Roofe C., Cook L.D. Teachers' perspectives on sustainable development: the implications for education for sustainable development // Environmental Education Research. 2021. N 27:9. P. 1343-1359. DOI: 10.1080/13504622.2021.1921113
28. Dawn B.N., Feeser K., Kurtzhals G. An assessment of environmental literacy, behaviors, attitudes and lifestyle factors of college students // Journal of American College Health. 2021. N 17. P. 1-10. DOI: 10.1080/07448481.2021.1975720
29. Rosa C.D., Collado S., Larson L.R. The utility and limitations of the New Ecological Paradigm scale for children // The Journal of Environmental Education. 2022. N 53:2. P. 87-98. DOI: 10.1080/00958964.2022.2044281
30. Абдурахманов Г.М., Давудова Э.З., Аливердиева М.А. Экологическое образование и воспитание как основа устойчивого развития человечества (на примере школ Кировского района г. Махачкалы РД) // Юг России: экология, развитие. 2017. N 4. С. 166-178.
31. Устойчивое развитие: приоритеты в области образования (опыт регионов России) / под ред. В.М. Захарова, А.В. Семенова, И.А. Соколова. М.: Московский университет им. С.Ю. Витте / Центр устойчивого развития и здоровья среды ИБР РАН, 2022. 248 с.
32. Jordan R.C., Singer, Vaughan J., Berkowitz A. What should every citizen know about ecology? // Frontiers in Ecology and the Environment. 2009. N 7. P. 495-500.
33. Wallis H., Loy L.S. What drives pro-environmental activism of young people? A survey study on the Fridays for Future movement // Journal of Environmental Psychology. 2021. V. 74. P. 101581. DOI: 10.1016/j.jenvp.2021.101581
34. Fielding K.S., Hornsey M.J. A social identity analysis of climate change and environmental attitudes and behaviors: Insights and opportunities // Frontiers in psychology. 2016. V. 11. P. 1-12. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.00121
Рецензия
Для цитирования:
Терешина М.В., Мирошниченко И.В., Яковенко Н.В., Яковлева Е.А. Структура институциональной модели формирования экологической культуры молодежи: региональные аспекты. Юг России: экология, развитие. 2023;18(1):126-139. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2023-1-126-139
For citation:
Tereshina M.V., Miroshnichenko I.V., Yakovenko N.V., Yakovleva E.A. The structure of the institutional model of formation of youth ecological culture: regional aspects. South of Russia: ecology, development. 2023;18(1):126-139. (In Russ.) https://doi.org/10.18470/1992-1098-2023-1-126-139