«Университет народа» – третья миссия Дагестанского государственного университета: инновационный подход к политике устойчивого развития
https://doi.org/10.18470/1992-1098-2021-4-182-199
Аннотация
Цель. Разработать эффективный и новаторский политический подход к выполнению третьей миссии Дагестанского государственного университета по поддержке устойчивого развития сообщества путем признания и повышения специального образования – недооцененного капитала знаний, присущего отдельным лицам и организациям во всем сообществе.
Обсуждения. Дагестанский государственный университет имеет 90‐летний опыт оказания поддержки жителям Дагестана в научных исследованиях и высшем образовании, а также дает глубокие знания и умения обществу в области устойчивого развития и путей перехода к нему. Исходя из этого, Институт экологии и устойчивого развития Дагестанского государственного университета создает инновационную программу вовлечения сообщества. «Университет народа» обеспечивает эффективную научную поддержку для реализации этой программы посредством совместного творческого сотрудничества, которое опирается на знания сообществ в различных районах республики и расширяет их. По согласованию с администрацией и заинтересованными сторонами высокогорного Цумадинского района Республики Дагестан в настоящем программном документе сформулирована стартовая фаза программы «Университет народа» на 2022 год, которая обеспечит круглогодичную местную профессиональную ориентацию школ и ежегодный «Летний полевой факультет», который будет проводить исследования и анализ необходимых потребностей для развития, а также предлагать возможности обучения без отрыва от производства и поддержку местным экспертам и администрациям в реализации желаемых инициатив в области устойчивого развития. В 2020‐2021 гг. был проведен анализ литературных источников и полевые исследования, которые дали свои первые плоды региональной инициативы в области устойчивого развития «Сохранение Койсу: поддержание устойчивости верховья реки Андийское Койсу – уникально сохранившийся социально‐экологический континуум на Кавказе в Дагестане».
Заключение. Реализация программы «Университет народа» имеет потенциал для эффективного использования обширных ресурсов, традиционных знаний населения и органов местного самоуправления в региональном устойчивом развитии путем предоставления сообществам конкретной поддержки университетских специалистов и преподавателей в области экологии и устойчивого развития. Есть надежда, что программа будет стимулировать и позволит членам сообщества повысить квалификацию в этих областях, что, в свою очередь, создаст будущий ресурс знаний для постоянного применения принципов устойчивого развития на местном уровне. Программу «Университет народов»» можно применять в других обществах Каспийского региона, которые имеют схожую историю и проблемы.
Об авторах
Г. ПетербриджРоссия
Гай Петербридж, Профессор, Каспийский центр охраны природы, Институт экологии устойчивого развития
367000, г. Махачкала, ул. Дахадаева, 21
Тел. +79886340050
М. Х. Рабаданов
Россия
Муртазали Х. Рабаданов
Махачкала
А. А. Гаджиев
Россия
Алимурад А. Гаджиев
Махачкала
Д. М. Сайпов
Россия
Даитбек М. Сайпов
Махачкала
А. А. Теймуров
Россия
Абдулгамид А. Теймуров
Махачкала
М. Р. Рабаданов
Россия
Муртузали Р. Рабаданов
Махачкала
М. Г. Даудова
Россия
Мадина Г. Даудова
Махачкала
Список литературы
1. Campagnucci L., Spigarelli F. The Third Mission of the university: A systematic literature review on potentials and constraints. Technological Forecasting and Social Change, 2020, vol. 161, 120284. DOI: 10.1016/j.techfore.2020.120284
2. Schmidt N.S. A European framework for community engagement in HE? University World News 22 April, 2020. Available at: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=202004211448457 (accessed 09.10.2021)
3. Bardaglio P., Putman A., eds. Boldly Sustainable: Hope and Opportunity for Higher Education in the Age of Climate Change, Washington D.C., 2009, 232 p.
4. Carayannis E.G., Campbell D.F.J. Triple helix, quadruple helix and quintuple helix and how do knowledge, innovation and the environment relate to each other? : A proposed framework for a trans-disciplinary analysis of sustainable development and social ecology. International Journal of Social Ecology and Sustainable Development, 2010, vol. 1, iss. 1, pp. 41-69. DOI: 10.4018/jsesd.2010010105
5. Myers N., Kent J. The Citizen is Willing, but Society Won’t Deliver: The Problem of Institutional Roadblocks. International Institute for Sustainable Development, Winnipeg, 2008, 205 p.
6. OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development). The Response of Higher Education Institutions to Regional Needs. OECD Publishing, Paris, 1999.
7. Puuka J. Mobilising higher education for sustainable development – lessons learnt from the OECD study. Proceedings of the 4th International Barcelona Conference on Higher Education, Vol. 7, Higher education for sustainable development, Global University Network for Sustainable Development. 2008. Available at: www.guni.rmiess.net (accessed 07.10.2021)
8. Sedlacek S. The role of universities in fostering sustainable development at the regional level. Journal of Cleaner Production, 2013, vol. 48, pp. 74-84. DOI: 10.1016/j.jclepro.2013.01.029
9. Yarime M., Trencher G., Mino T., Scholz R. W., Olsson L., Ness B., Frantzeskaki N., Rotmans J. Establishing sustainability science in higher education institutions: towards an integration of academic development, institutionalization, and stakeholder collaborations. Sustainability Science, 2012, vol. 7, iss. 1, pp. 101-113. DOI: 10.1007/s11625-012-0157-5
10. Trencher G., Yarime M., McCormick K., Doll C., Kraines S., Kharrazi A., Beyond the Third Mission: exploring the emerging university function of co-creation for sustainability. Science and Public Policy, 2014, vol. 41, iss. 2, pp. 151-179. DOI:10.1093/scipol/sct044
11. Petherbridge G., Ismailov M.M., Ismailov S.M., Rabadanov M.K., Gadzhiev A.A., Teymurov A.A., Rabadanov M.R., Daudova M.G., Abdulaev A.M. Verkhnee Gakvari: The contribution of adat, religious beliefs and public education to collective environmental management in an agro-pastoral community in the Dagestan high Caucasus. South of Russia: ecology, development, 2021, vol. 16, no. 3, pp. 142-179. DOI: 10.18470/1992-1098-2021-3-142-179
12. Aburakhmanov G.M., ed. Ekologo-ekonomicheskii potentsial i ustoichivoe razvitie Dakhadaevskogo raiona (ekologicheskii pasport) [Ecological-Economic Potential and Sustainable Development of the Dakhadaevskiy District (Ecological Passport)]. Makhachkala, Eco-press Publ., 2016, 296 p. (In Russian)
13. Aburakhmanov G.M., ed. Ekologo-ekonomicheskii potentsial i ustoichivoe razvitie Kizilyurtovskogo raiona i goroda Kizilyurt (ekologicheskii pasport) [Ecological-Economic Potential and Sustainable Development of the Kizilyurt District and the City of Kizilyurt (Ecological Passport)]. Makhachkala, Eco-press Publ., 2016, 296 p. (In Russian)
14. Aburakhmanov G.M., ed. Ekologo-ekonomicheskii potentsial i ustoichivoe razvitie Untsukul'skogo raiona (ekologicheskii pasport) [Ecological-Economic Potential and Sustainable Development of the Untsukulskiy District (Ecological Passport)]. Makhachkala, Eco-press Publ., 2018, 296 p. (In Russian)
15. Abdurakhmanov G.M., Bekshokova P.A., Gabibova P.I., Kadieva D.I., Nurmagomedova S.G. Study of the quality of life of the inhabitants of the municipality “Kizilyurt District”, Republic of Dagestan. South of Russia: ecology, development, vol. 11, no. 3, pp. 9-23. (In Russian) DOI: 10.18470/1992-1098-2016-3-9-23
16. Abdurakhmanov G.M., Guseynova N.O., Prokopchik S.V. Environmental education as a system-forming factor in the concept of sustainable development (the example of Dakhadaevskiy District, Dagestan. South of Russia: ecology, development, 2016, vol. 11, no. 3, pp. 214-230. (In Russian) DOI: 10.18470/1992-1098-2016-3-214-230
17. Petherbridge G., Ismailov M.M., Ismailov S.M., Rabadanov M.Kh., Gadzhiev A.A., Teymurov A.A., Saipov D.M., Rabadanov M.R., Daudova M.G., Abdulaev A.-G.M. The socio-ecological production landscapes of three ethnolinguistic enclaves in the Dagestan high Caucasus. Sustaining a multi-millennial agro-pastoral continuum - the example of Verkhnee Gakvari. International Partnership for the Satoyama Initiative. 2021. Available at: https://satoyama-initiative.org/case_studies/the-socio-ecological-production-landscapes-of-three-ethnolinguistic-enclaves-in-the-dagestan-high-caucasus-sustaining-a-multi-millennial-agro-pastoral-continuum-the-example-of-verkhnee-gakvari/ (accessed 10.12.2021)
Рецензия
Для цитирования:
Петербридж Г., Рабаданов М.Х., Гаджиев А.А., Сайпов Д.М., Теймуров А.А., Рабаданов М.Р., Даудова М.Г. «Университет народа» – третья миссия Дагестанского государственного университета: инновационный подход к политике устойчивого развития. Юг России: экология, развитие. 2021;16(4):182‐199. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2021-4-182-199
For citation:
Petherbridge G., Rabadanov M.Kh., Gadzhiev A.A., Saipov D.M., Teymurov A.A., Rabadanov M.R., Daudova M.G. “University of the People” – the third mission of Dagestan State University: an innovative approach to sustainability policy. South of Russia: ecology, development. 2021;16(4):182‐199. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2021-4-182-199