Preview

Юг России: экология, развитие

Расширенный поиск

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ)

https://doi.org/10.18470/1992-1098-2018-3-159-166

Полный текст:

Аннотация

Целью данной работы выступает структуризация проблемных направлений педагогической адаптации содержания концепции устойчивого развития в практике российского высшего образования. В качестве методов исследования используется анализ, синтез и обобщение некоторых актуальных, в том числе иностранных, трудов в данной области, а также результаты многолетней профессиональной педагогической деятельности авторов (педагогическое наблюдение, экспертная оценка, педагогическая интерпретация). Результатами исследования выступает определение проблемного поля для преодоления трудностей педагогической адаптации принципов образования для устойчивого развития в практике российской высшей школы. Выводы исследования включают сформулированные проблемы педагогической адаптации содержания и методов эффективного образования для устойчивого развития, такие как: 1) несоответствие содержательных тенденций высшего образования совокупности объективных запросов в обществе и политике, которые противоречат устойчивому развитию в целом; 2) проблема недостаточного методического обеспечения формирования критического мышления обучающихся в процессе экологического образования, а также педагогическая проблема формирования рефлексивного опыта студентов; 3) проблема «локальности» и «адресности» содержания и методов образования для устойчивого развития; 4) проблема развития междисциплинарного и трансдисциплинарного подходов к образованию для устойчивого развития; 5) проблема педагогической адаптации аксиологических оснований образования для устойчивого развития.

Об авторах

Юлия М. Гришаева
Московский государственный областной университет, Москва
Россия

доктор педагогических наук, доцент кафедры экологии, профессор кафедры физической географии, природопользования и методики обучения географии географоэкологического факультета Московского государственного областного университета.

Тел.: +79169099369; Россия 141014 Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24



Ирина В. Вагнер
Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва
Россия

доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора



Зинаида Н. Ткачева
Московский государственный областной университет, Москва
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, декан географо-экологического факультета 



Александр М. Луговской
Московский государственный областной университет, Москва
Россия

доктор географических наук, профессор, профессор кафедры экономической и социальной географии географо-экологического факультета 



Платон Н. Моро
Московский государственный областной университет, Москва
Россия

студент географо-экологического факультета по направлению «Экология и природопользование» 



Список литературы

1. Мазур И.И., Козлова О.Н., Глазачев С.Н. Путь к экологической культуре. М.: Горизонт, 2001. 194 с.

2. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Языки русской культуры, 2000. 70 с.

3. UNESCO. First Intergovernmental Conference on Environmental Education. Final Report. Tbilisi. Available at: http://www.gdrc.org/uem/ee/EE-Tbilisi_1977.pdf (дата обращения: 18.07.2018).

4. UNESCO. Shaping the Future We Want. UN Decade of Education for Sustainable Development (2005–2014); Final Report; UNESCO: Paris, France, 2014. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002303/230302e.pdf (дата обращения: 18.07.2018).

5. Grishaeva Y.M., Tkacheva Z.N., Medvedkov A.A., Volgin A.V., Krylov P.M., Litvinenko V.V. Ecological aspects in the focus of professional education: substantive and methodological discourse // Man in India. 2017. V. 97. Iss. 14. pp. 1-9.

6. Wolff L.-A., Sjöblom P., Hofman-Bergholm M., Palmberg I. High Performance Education Fails in Sustainability? - A Reflection on Finnish Primary Teacher Education // Education sciences. 2017. V. 7. Iss. 1. Article number 32. Doi: 10.3390/educsci7010032

7. Speth J.G. The Bridge at the Edge of the World. Capitalism, the Environment, and crossing from Crisis to Sustainability; Yale University Press: London, UK, 2008. 320 p.

8. Sachs J.D. The Age of Sustainable Development; Colombia University Press: New York, NY, USA, 2015. 544 p.

9. Vare P., Scott W. Learning for a change: Exploring the relationship between education and sustainable development // Journal of Education for Sustainable Development. 2007. V. 1. Iss. 2. P. 191-198. Doi: 10.1177/097340820700100209

10. Nuzir F.A., Dewancker B.J. Understanding the role of education facilities in sustainable urban development: A case study of KSRP, Kitakyushu, Japan // 4th International Conference on Sustainable Future for Human Security, SustaiN 2013. Procedia Environmental Sciences. 2014. V. 20. P. 632-641. Doi: 10.1016/j.proenv.2014.03.076

11. Krutova L. Modern problems of ecological education and culture in the society development // SHS Web of Conferences, 2016. V. 29. P. 2-22. Doi: 10.1051/shsconf/20162902022.


Для цитирования:


Гришаева Ю.М., Вагнер И.В., Ткачева З.Н., Луговской А.М., Моро П.Н. ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ). Юг России: экология, развитие. 2018;13(3):159-166. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2018-3-159-166

For citation:


Grishaeva Y.M., Wagner I.V., Tkacheva Z.N., Lugovskoy A.M., Moro P.N. EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT TODAY: A PROBLEM AREA FOR OVERCOMING DIFFICULTIES OF PEDAGOGICAL ADAPTATION (ON THE EXAMPLE OF A HIGHER SCHOOL). South of Russia: ecology, development. 2018;13(3):159-166. (In Russ.) https://doi.org/10.18470/1992-1098-2018-3-159-166

Просмотров: 80


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-1098 (Print)
ISSN 2413-0958 (Online)