Preview

Юг России: экология, развитие

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УНЦУКУЛЬСКОГО РАЙОНА

https://doi.org/10.18470/1992-1098-2018-3-120-133

Полный текст:

Аннотация

Цель работы – выявление особенностей обучения концепции устойчивого развития в общеобразовательных учреждениях Унцукульского района Дагестана. Методика. Использовались методы эмпирического исследования – материалы тестирования учащихся 5-11 классов средних школ района, полученные в процессе экспедиции в данный район. Анкеты и тесты разработаны сотрудниками Института экологии и устойчивого развития ДГУ. Всего были проанализированы 1825 анонимных анкет. Из них: в 5-8 классах – 1011 анкет; в 9-11 классах – 499; педагогов – 315. Статистическая обработка экспедиционных данных базируется на общеизвестных методиках с использованием программы Statistica. Результаты. Проанализированные данные продемонстрировали негативную тенденцию к снижению уровня как общих, так и экологических знаний. Результаты наших предыдущих исследований в некоторых других районах и городах Дагестана совпадают с полученными в Унцукульском районе, и отражают общую ситуацию с экологическим образованием в дагестанской школе: несбалансированные знания по отдельным разделам учебной программы. При анализе знаний выявлено, что доминируют те знания, которые получены в курсе преподавания биологии и, в значительно меньшей степени, знания из курса географии. Наши многолетние обширные исследования показывают недостатки в системе образования, в том числе, и экологического и, как следствие, вероятные сложности перехода к современной образовательной инновационной парадигме. Заключение. Результаты эмпирических и статистических исследований выявили недостаток и низкий уровень экологических знаний у учащихся школ. Мы предлагаем введение отдельной школьной дисциплины «Экология и устойчивое развитие» для выполнения сложных задач, поставленных обществом перед современным образованием.

Об авторах

Надира О. Гусейнова
Дагестанский государственный университет, Махачкала
Россия

к.б.н., доцент

ул. Дахадаева, 21, г. Махачкала, 367001, РФ.



Зарема И. Солтанмурадова
Дагестанский государственный университет, Махачкала
Россия
к.б.н., доцент



Марина З. Магомедова
Дагестанский государственный университет, Махачкала
Россия

к.б.н., доцент



Список литературы

1. Ерохина Н.Н. Организация проектной и исследовательской деятельности в условиях сельской школы // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 17, N 43-2. С. 97-101.

2. Абдурахманов Г.М., Гусейнова Н.О., Прокопчик С.В. Экологическое образование как системообразующий фактор в концепции устойчивого развития (на примере Дахадаевского района Республики Дагестан) // Юг России: экология, развитие. 2016. Т. 11, N 3. C. 214-230. DOI: 10.18470/1992-1098-2016-3-214-230

3. Абдурахманов Г.М., Гусейнова Н.О., Иванушенко Ю.Ю., Прокопчик С.В., Кадиева Д.И., Солтанмурадова З.И. Образование в интересах устойчивого развития как основа формирования экологического мировоззрения // Юг России: экология, развитие. 2017. Т. 12, N 3. C. 115-137. DOI: 10.18470/1992-1098-2017-3-115-137

4. Головнева Е.В., Емельянова Т.В., Юнусова Г.Р. Соотношение экологического воспитания и образования в образовательном процессе школы // Современные проблемы науки и образования. 2016. N 3. URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=24666 (дата обращения: 01.05.2018).

5. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Направления и особенности становления образования для устойчивого развития в России: к завершению Декады ООН // Политика и Общество. 2014. N 7. C. 753-773. DOI:10.7256/1812-8696.2014.7.12533

6. Мазуров Ю.Л. Нагойский аккорд-российский дискус // Вестник экологического образования в России. 2015. Т. 73. N 3. С. 4-6.

7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c763bc2e593f/ (дата обращения: 21.04.2018).

8. Закон Республики Дагестан от 30.12.2013 N107 (ред. от 07.05.2014) "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Республики Дагестан" (принят Народным Собранием РД 20.12.2013). URL: http://www.allregionz.ru/index.php?num=&num1=%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD&set=%C4%E0%E3%E5%F1%F2%E0%ED+%F0%E5%F1%EF%F3%E1%EB%E8%EA%E0 (дата обращения: 01.07.2015).

9. Космовский С.С. Организация проектной и исследовательской деятельности в условиях сельской школы // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы биологии и биологического образования в педагогических вузах», Новосибирск, 26-27 марта 2015. С. 141-146.

10. Касимов Н.С. На пути к образованию для устойчивого развития в России. Москва: ГЕОС, 2006. С. 3-13.

11. Касимов Н.С. Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегия развития. М.: Географический факультет МГУ им. Ломоносова, 2008. 238 с.


Для цитирования:


Гусейнова Н.О., Солтанмурадова З.И., Магомедова М.З. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УНЦУКУЛЬСКОГО РАЙОНА. Юг России: экология, развитие. 2018;13(3):120-133. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2018-3-120-133

For citation:


Guseynova N.O., Soltanmuradova Z.I., Magomedova M.Z. SPECIFIC FEATURES OF TEACHING THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF UNTSUKULSKY DISTRICT. South of Russia: ecology, development. 2018;13(3):120-133. (In Russ.) https://doi.org/10.18470/1992-1098-2018-3-120-133

Просмотров: 79


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-1098 (Print)
ISSN 2413-0958 (Online)