Preview

Юг России: экология, развитие

Расширенный поиск

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛ КИРОВСКОГО РАЙОНА Г. МАХАЧКАЛЫ РД)

https://doi.org/10.18470/1992-1098-2017-4-166-178

Полный текст:

Аннотация

Резюме. Целью работы является анализ и оценка современного состояния экологического образования и воспитания на примере общеобразовательных учреждений Кировского района г. Махачкалы РД. Методы. Материалом для исследований послужили результаты анкетирования учащихся школ №21 и №3 с 5 по 11 класс с использованием анонимного опросника, составленного на базе Института экологии и устойчивого развития Дагестанского государственного университета. Статистическая обработка данных исследования проводилась с использованием пакета прикладных программ MS Excel. Результат. Проведенное исследование в общеобразовательных учреждениях Кировского района г. Махачкалы выявило средний уровень современного состояния экологического образования и воспитания. Из 141 респондента СОШ №21 на вопрос: «Что такое экология?» правильно ответили 51%. 80% школьников 5-8 классов используют в повседневной жизни свои знания по экологии. Из опрошенных 139 учащихся СОШ №3 – 67% респондентов правильно ответили на вопрос: «Что такое экология?». 53% анкетируемых отметили, что с каждым годом гибнет все больше растений и животных. Заключение. Анализ проведенных исследований показывает необходимость повышения уровня экологического образования, воспитания и культуры в общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан. Более углубленное освоение экологических знаний, применение их на практике поможет улучшить качество жизни и решить основные природоохранные проблемы современности.

Об авторах

Гайирбег М. Абдурахманов
Дагестанский государственный университет.
Россия

 академик РЭА, доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой биологии и биоразнообразия, Институт экологии и устойчивого развития.

Махачкала. 



Элла З. Давудова
Дагестанский государственный университет.
Россия

член-корреспондент РЭА, кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии, Институт экологии и устойчивого развития.

 ул. Дахадаева, 21, г. Махачкала, 367001.



Муслимат А. Аливердиева
Дагестанский государственный университет.
Россия

ст. преподаватель кафедры гражданского процесса, Юридический институт.

Махачкала.



Список литературы

1. Закон Республики Дагестан от 30.12.2013 N 107 (ред. от 07.05.2014) "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Республики Дагестан" (принят Народным Собранием РД 20.12.2013). URL: http://www.allregionz.ru/index.php?num=&num1=%D0 %B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD&set=%C4 %E0%E3%E5%F1%F2%E0%ED+%F0%E5%F1%EF% F3%E1%EB%E8%EA%E0 (дата обращения: 01.07.2017).

2. Богданова О.В. Экологическое образование и воспитание младших школьников, Саратов, 2016. URL:http://wiki.soiro.ru/images/BogdanovaOV_sarscho ol76.doc (дата обращения: 01.07.2017).

3. Попов А.М. Актуальные проблемы экологического образования и воспитания // Вестник Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. 2007. N1. С. 141–146.

4. Кобзарь О.И., Хахалкина Т.В. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, Томск, 2-3 ноября, 2006. 234 c.

5. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Языки рус. культуры, 2000. 224 с.

6. Азизов А.А., Акиншина Н.Г. Образование в интересах устойчивого развития. Учебнометодическое пособие. Ташкент, 2009. 142 c.

7. Смалева П.Г. Роль экологического образования в реализации концепции устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях (на примере Томской области) // Вестник ТГПУ. 2009. N6. С. 97– 101.

8. Абдурахманов Г.М. Основы экологии и природопользования. Махачкала: ИПЭ РД, 2011, 424 с.

9. Абдурахманов Г.М., Гусейнова Н.О., Раджабова Р.Т., Иванушенко Ю.Ю. Оценка качества образования в интересах устойчивого развития на примере сельских поселений Дахадаевского района Республики Дагестан // Юг России: экология, развитие. 2015, Т. 10, N2. С. 201–213. DOI:10.18470/1992-1098-2015-2-201-213

10. Бараз В.Р., Пегашкин В.Ф. Использование MS Excel для анализа статистических данных: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2014. 181 с.

11. Абдурахманов Г.М., Гусейнова Н.О., Прокопчик С.В. Экологическое образование как системообразующий фактор в концепции устойчивого развития (на примере Дахадаевского района Республики Дагестан) // Юг России: экология, развитие. 2016. Т.11, N3. C. 214–230. DOI: 10.18470/1992-1098-2016-3-214-230

12. Алиева Д.М-С., Гусейнова Н.О., Кадиева Д.И., Гайрабекова Р.Х. Биологическое разнообразие и система образования для устойчивого развития на примере образовательных учреждений города Кизилюрта // Юг России: экология, развитие. 2016. Т.11, N4. C.160–174. DOI: 10.18470/1992-1098-20164-160-174.

13. Абдурахманов Г.М., Гусейнова Н.О., Иванушенко Ю.Ю., Прокопчик С.В., Кадиева Д.И., Солтанмурадова З.И. Образование в интересах устойчивого развития как основа формирования экологического мировоззрения // Юг России: экология, развитие. 2017. Т.12, N3. C.115–137. DOI: 10.18470/1992-1098-2017-3-115-137


Для цитирования:


Абдурахманов Г.М., Давудова Э.З., Аливердиева М.А. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛ КИРОВСКОГО РАЙОНА Г. МАХАЧКАЛЫ РД). Юг России: экология, развитие. 2017;12(4):166-178. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2017-4-166-178

For citation:


Abdurakhmanov G.M., Davudova E.Z., Aliverdieva M.A. ECOLOGICAL EDUCATION AS THE BASIS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF SECONDARY SCHOOLS OF KIROVSKI DISTRICT OF THE CITY OF MAKHACHKALA, REPUBLIC OF DAGHESTAN). South of Russia: ecology, development. 2017;12(4):166-178. (In Russ.) https://doi.org/10.18470/1992-1098-2017-4-166-178

Просмотров: 102


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-1098 (Print)
ISSN 2413-0958 (Online)