Preview

Юг России: экология, развитие

Расширенный поиск

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

https://doi.org/10.18470/1992-1098-2016-3-255-260

Аннотация

Цель. Рассмотреть вопрос о взаимосвязи философии и образования, а также о том, что сегодня стала формироваться особая глобальная модель образовательной деятельности, которая называется образование для устойчивого развития (ОУР). Рассматриваются особенности философского подхода к вопросу устойчивого развития. Обсуждение. В работе использован метод социоприродного подхода – новая педагогическая парадигма, объединяющая теорию и концепцию обучения и воспитания в рамках антропоцентрического подхода, основанного на гуманистических философских идеях, заложивших основу понимания человека как субъекта жизни, истории, культуры. Проанализированы экологические и образовательные аспекты устойчивого развития в современных условиях. Для решения этих задач философия продуцирует новые понятия, теории и парадигмы. Необходимо работать с мотивацией и ценностями людей, развивать навыки сотрудничества, обучать гражданской активности и демократии действием, а не словами. Только высокообразованное общество может сформировать экологическую парадигму и реализовать стратегию устойчивого развития. Заключение. Полученные результаты могут быть рекомендованы к применению на практике в школах, начиная с младших классов, а также в средних специальных учебных заведениях и ВУЗах. Прояснение сущности концепции образования для устойчивого развития возможно посредством философского осмысления ее генезиса и идей.

Об авторе

К. М. Алилова
Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала
Россия

Калимат М. Алилова - доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин.

367000, Россия, Республика Дагестан, Махачкала, ул. Атаева, 6. E-mail: kalimat2@mail.ru



Список литературы

1. Мазуров Ю.Л. Идеология устойчивого развития и ее отражение в сфере образования // Вестник ТГУ. 2013. Т. 18, вып. 2. С.523-525.

2. Вступительное слово Президента России на заседании Совета безопасности 20 ноября 2013 г. URL: http://news.kremlin.ru/news/19655 (дата обращения: 16.03.2016).

3. Мазуров Ю.Л. Образование в интересах развития: постнагойский дискурс // Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». 2014, N70. С.44-52.

4. Экологическое образование и образованность – два кита устойчивого развития // Под. Ред. Розенберг Г.С., Гелашвили Д.Б., Хасаев Г.Р., Шляхтин Г.В. Самара: Самарский государственный экономический университет, 2014. С.183-188.

5. Абдурахманов Г.М., Монахова Г.А., Мурзаканова Л.З., Абдурахманова А.Г., Багомаев А.А., Алиева З.А. Образование для устойчивого развития. Махачкала, 2010. С. 3-4.

6. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Издво МНЭПУ, 1988. С. 288-289.

7. Урсул А.Д., Романович А.Л. ВСУР в Йоханесбурге. 2002. URL:.un/org/ru/dokuments/decl__conv/conventions/agenda21_ch36.shtml. (дата обращения: 15.03.2016).

8. Соколянская А. Образование для устойчивого развития. Декада ООН по образованию для устойчивого развития (2005–2014). URL: http://pandia.ru/user/publ/11303-%20OBRAZOVANIE_DLYa_USTOJChIVOGO_RAZVITIYa_Dekada_OON_po_obrazovaniyu_dlya_ustojchivogo_razvitiya_2005_2014_ (дата обращения: 26.02.2016).

9. Shaping the Future We Want. UN Decade of Education for Sustainable Development (2005-2014). Final Report. Paris: UNESCO, 2014. 201, p. 11-13.

10. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества. М.: Изд-во МГУ, 2006. 624 с.


Рецензия

Для цитирования:


Алилова К.М. ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ. Юг России: экология, развитие. 2016;11(3):255-260. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2016-3-255-260

For citation:


Alilova K.M. EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: PHILOSOPHICAL ASPECT. South of Russia: ecology, development. 2016;11(3):255-260. (In Russ.) https://doi.org/10.18470/1992-1098-2016-3-255-260

Просмотров: 649


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1992-1098 (Print)
ISSN 2413-0958 (Online)